Не убийца RTX 3080, но достойный конкурент. Обзор AMD Radeon RX 6800 XT
Плюсы
-хорошая производительность в разрешении 4K в современных играх;
-дешевле, чем RTX 3080.
Минусы
-скорость чуть ниже, чем у RTX 3080;
-с трассировкой лучей справляется заметно хуже;
-у AMD пока нет аналога DLSS.
Radeon RX 6800 XT — одна из лучших видеокарт, когда-либо выпущенных AMD. Хватит ли этого для успешного соперничества с Nvidia GeForce RTX 3080? Попробуем разобраться.
Для начала — технические характеристики. RX 6800 XT получила 4608 потоковых процессоров и 72 вычислительных модуля, работает на тактовой частоте 2015 / 2250 МГц и имеет 16 ГБ видеопамяти GDDR6 (16 Гб/с). TDP составляет 300 Вт (производитель рекомендует использовать БР мощностью как минимум 750 Вт), а питание поставляется не только через слот PCIe, но и через два 8-пиновых коннектора. Референсная модель занимает в корпусе 2.5 слота (длина — 267 мм). Еще есть два выхода DisplayPort 1.4, один HDMI 2.1 и один USB-C.
В США рекомендованная стоимость составляет $649, но за эти деньги купить новинку практически невозможно. В Беларуси стоимость RX 6800 XT от разных производителей и вовсе достигает $1500 (на момент написания этого обзора). Что ж, с GPU Nvidia ситуация сейчас тоже не радужная.
Как и другие Radeon RX 6000, RX 6800 XT использует совершенно новую архитектуру RDNA 2, которая также стала основой видеочипов новых консолей Sony и Microsoft. Эта видеокарта предназначена для игр в разрешениях 4K и 1440p — владельцам 1080p-мониторов лучше обратить свое внимание на что-то заметно более дешевое.
Если вкратце, у AMD получилась действительно неплохая видеокарта, которая уверенно держится на уровне конкурента в лице RTX 3080 в большинстве тестов. Но есть нюансы, которые явно намекают на то, что производителю стоило бы немного повременить.
К примеру, AMD до сих пор не представила собственную замену технологии Nvidia DLSS, которая позволяет значительно увеличивать показатель fps, практически не жертвуя качеством изображения. Особенно это помогает при включении трассировки лучей в современных блокбастерах. И в том, и в другом аспекте Radeon RX 6000 просто невзрачны.
Да, анонс FidelityFX Super Resolution состоялся, но пока не известны ни дата ее добавления в драйверы, ни результаты ее работы. Рассказать больше обещают лишь в следующем году. Напомним, что Nvidia продемонстрировала DLSS больше двух лет назад — игр с ее поддержкой пока не так много, но со временем их становится все больше и больше.
С другой стороны, новые Radeon наверняка понравятся тем, кто владеет компьютером с не очень большим корпусом — их габариты значительно меньше, чем у RTX 3080 / RTX 3090. TDP тоже чуть ниже.
А еще здесь заметно больше видеопамяти — 16 ГБ против 10 ГБ у RTX 3080 (хоть это и более медленная GDDR6 вместо GDDR6X, в некоторых случаях объем важнее).
Еще новые Radeon поддерживают интересную технологию Smart Access Memory, которая позволят процессору напрямую получать доступ к видеопамяти. В теории, это сделает выполнение многих задач быстрее, но на практике SAM пока не показывает никакого ускорения в играх и синтетических тестах. Кроме того, она работает только со свежими Ryzen 5000 на материнских платах серии 500. Остается надеяться на то, что в будущем разработчики будут учитывать возможность использования SAM, и производительность с ней действительно вырастет.
Короче говоря, «убийцы RTX 3080» из RX 6800 XT не получилось — чистая производительность неплоха, но во многих других случаях она выглядит хуже конкурента. Но это не значит, что покупать ее не стоит!
Тесты, о которых мы поговорим ниже, проводились на ПК следующей конфигурации: процессор Intel Core i5-10600K, 16 ГБ оперативной памяти Corsair Vengeance Pro RGB, материнская плата Gigabyte Z490 Aorus Master, блок питания Cooler Master MasterWatt 750 TUF Gaming Edition.
Мощь Radeon RX 6800 XT отрицать нельзя — 60 fps в 4K она обеспечивает не всегда, но довольно часто, а если настройки графики снизить совсем немного, достижение этой отметки обеспечено. Совсем недавно для этого нужна была куда более дорогая GeForce RTX 2080 Ti!
К примеру, в Metro Exodus средний показатель fps в режиме 4K Ultra составил 63 — на 5 меньше, чем у RTX 3080. В режиме 4K High получилось 75 fps (на 4 меньше). В Assassin's Creed Odyssey в 4K Ultra обе видеокарты показывают 63 fps, а в 4K High — 67 fps. Одинаково тест прошел и в Forza Horizon 4 — 139 fps в 4K Ultra.
А вот при включении трассировки лучей в Metro Exodus средний fps падает вдвое — до 30. У RTX это сразу на 12 больше — 42 fps (а со включенным масштабированием DLSS — плавные 61 fps).
Шутер Control для RX 6800 XT тоже стал проигрышным. С трассировкой лучей в 4K fps получилось всего около 30, и лишь в 1440p с трассировкой лучей fps составил 54. У RTX 3080 это 46 / 78 — даже без DLSS!
В Monster Hunter: World на максимальных настройках показатель fps составил 50 против 59 у RTX 3080. Снижение до просто «Высоких» настроек позволило достичь 74 fps. Но RTX 3080 с DLSS с легкостью преодолевает отметку в 80 fps!
Такая же ситуация и в Shadow of the Tomb Raider — на самых высоких настройках RX 6800 XT показала 50 fps, на 7 меньше, чем у флагмана Nvidia. При этом последний со включенным DLSS достигает целах 95 fps (и 70 fps с трассировкой лучей против 44 fps у Radeon). Наконец, в Final Fantasy XV на самых высоких настройках RX 6800 XT показывает 59 fps против 72 fps у RTX 3080.
Да, DLSS до сих пор нет в абсолютном большинстве игр, но и во многих из них Nvidia выигрывает — например, в Total War: Three Kingdoms (42 против 47 fps на Ultra и 61 против 68 fps на High).
Более старые AAA-игры тоже отдают преимущество Nvidia. В The Witcher III в разрешении 4K Radeon достигла 73 fps, а RTX 3080 — 83 fps.
Стоит отметить, что в большинстве случаев в 1440p отрыв RTX 3080 значительно сокращается — к RX 6800 XT стоит присмотреться тем, кто играет в 1440p с частотой развертки выше 60 Гц (естественно, с FreeSync).
Сейчас (декабрь 2020) сборка нового ПК и просто покупка новой видеокарты — штука сложная. И у Nvidia, и у AMD не получается поставлять в магазины достаточное количество видеокарт. Да что там, большие проблемы у AMD и с новыми Ryzen 5000. Но если абстрагироваться от цен и несоответствия предложения спросу, RX 6800 XT — это очень и очень мощный GPU, который, надеемся, когда-нибудь станет хоть немного «народным».