Что такое хорошо и что такое плохо, или FAQ по LCD-мониторам

Довольно часто встречаются ситуации, когда человек собирается приобрести новый монитор, но не знает, какая именно модель ему необходима. Не каждый верит навязчивой рекламе, как и рекомендациям некоторых продавцов, которым хочется поскорее сбыть залежалый товар. Конечно, исключения бывают, но чрезвычайно редко. При выборе нового монитора приходится рассчитывать только на себя при поиске источников информации, заслуживающих доверия.

Но далеко не все готовы искать необходимую информацию в специализированных бумажных и интернет-изданиях. У потенциальных покупателей современных мониторов возникает множество вопросов, на которые FAQ поможет найти ответы.

Вопрос: Какие бывают типы матриц LCD-мониторов и в чем их отличие?

Ответ: Важнейшей частью LCD-монитора, которая целиком и полностью определяет качество его изображения, является матрица. Современные мониторы имеют матрицы основных трех типов:

TN или TN + film (Twisted Nematic + film) - самый старый и недорогой в производстве тип матриц, характеризующийся невысокой контрастностью, относительно скромной цветопередачей, минимальным временем отклика, небольшими углами обзора с видимым цветовым искажением при изменении, особенно по вертикали, угла наблюдения. Недостатки в качестве изображения современных TN матриц можно обнаружить лишь целенаправленно отыскивая их, так как технологии не стоят на месте. LCD-мониторы с матрицами типа TN идеально подходят для симуляторов, "стрелялок" (динамичных 3D-игр), для работы с офисными (чаще всего текстовыми) приложениями, а также для работы в Интернете. При групповом просмотре фильма будут сказываться ограниченные углы обзора, а в одиночестве его можно будет смотреть совершенно спокойно.

Наилучшей цветопередачей отличаются матрицы типа IPS (In-Plane Switching). Они обеспечивают углы обзора более 170°, которые при уменьшении угла наблюдения по вертикали и горизонтали почти без видимых цветовых искажений, а также среднюю, по современным меркам, контрастность. К сожалению, время реакции пикселей оставляет желать лучшего. На сегодняшнем рынке почти не встречаются классические матрицы типа IPS. На смену им пришли S-IPS матрицы с небольшим временем реакции, которые используют технологию Overdrive. По данному параметру S-IPS матрицы немного уступают матрицам типа TN. Довольно высокая, но не всегда оправданная цена - единственный недостаток S-IPS матриц. Именно поэтому для домашнего использования либо для профессиональной работы с графикой зачастую используются мониторы с S-IPS матрицами.

Широкими углами обзора (не хуже, чем у S-IPS), довольно качественной цветопередачей, высокой контрастностью и ценой (дороже, чем TN) характеризуются матрицы типа *VA: PVA (Patterned Vertical Alignment) и их разновидности, MVA (Multi-domain Vertical Alignment). По сравнению с IPS-технологиями их слабой стороной является наличие небольшого сдвига цвета (особенно в темных оттенках изображения) при отклонении от нормали к экрану. Данный эффект не очень заметен в современных матрицах S-PVA (Super PVA) и A-MVA (Advanced MVA). Матрицы данного типа (при совокупности своих параметров) могут стать отличным компромиссным решением в качестве универсального домашнего монитора. Они занимают промежуточное положение между дешевыми моделями типа TN с дополненной технологией Overdrive, без которой *VA мониторы непригодны для динамичных игр, и чересчур дорогими и высококачественными S-IPS матрицами.

Вопрос: Что такое Overdrive?

Ответ: Overdrive - технология компенсации времени отклика LCD-матрицы (каждый производитель дает ей свое фирменное название) обеспечивает существенное ускорение переключения пикселей. То, что при переходе от "черного" к "белому" время реакции пикселя немного меньше, чем при переходе между двумя градациями "серого" является характерной особенностью LCD-матриц любого типа. В первом случае на электроды пикселя подается максимальное напряжение, а скорость изменения состояния пикселя непосредственно зависит от напряжения, приложенного к нему.

В зависимости от информации о положении кристалла в предыдущем кадре, в подаче точно рассчитанных импульсов напряжения, так называемых "разгонных", для каждого нового значения пикселя в следующем кадре заключается суть технологии Overdrive. Кристаллы намного быстрее поворачиваются в необходимое положение, так как величина импульса ощутимо превышает номинальное напряжение, необходимое для требуемого состояния, и которое подается после него.

Данная технология способствует существенному поднятию средней "скорости" вывода изображения на экран монитора, но считать ее панацеей нельзя, так как она имеет некоторые негативные моменты: при воспроизведении динамичных сцен может появляться светлое мерцание на темно-серых поверхностях (артефакты), а также требуется некоторое усложнение электроники монитора.

Во всяком случае, стопроцентного Overdrive не бывает, так как здесь все зависит от тщательности проработки алгоритмов "разгона" определенными производителями, в результате чего погрешностей в изображении становится меньше (в процессе совершенствования технологии).

Вопрос: Что собой представляет "битый пиксель"?

Ответ: Красный, синий и зеленый цвета - регулируемые заслонки на пути света. Они являются тремя основными субпикселями, из которых состоит каждый пиксель LCD-монитора. В некоторых случаях эти "заслонки" (в открытом или закрытом состояниях) "залипают", и выходят из строя. Соответственно, дефектным или битым пикселем называется постоянно затухающая или постоянно светящаяся точка на экране.

В зависимости от экранных размеров определяется предельно допустимое количество дефектных пикселей в международном стандарте ISO 13406-2. У LCD-мониторов стандартом определяется четыре класса качества. 4 - самый низкий класс, допускающий на миллион работающих пикселей наличие до 262 дефектных. 1 - это самый высокий класс, который абсолютно не допускает наличия дефектных пикселей.

В нынешнее время мониторы четвертого класса почти не выпускаются. Второму классу соответствует большая часть современных непрофессиональных ЖК-мониторов. До семи синих, зеленых или красных светящихся субпикселей (в общей сложности, до 13 дефектных пикселей) и по три постоянно светящихся или постоянно выключенных дефектных пикселя являются допустимой нормой для мониторов, пользующихся наибольшей популярностью (17 и 19) с разрешением 1280 x 1024.

Зачастую именно в первые дни использования "свежекупленного" монитора проявляются "битые пиксели", наличие которых нельзя назвать поводом для предъявления определенных претензий при их количестве, не превышающем нормы стандарта ISO 13406-2.

Вопрос: Как обозначается "разрешение дисплея " и что это такое?

Ответ: Общее количество пикселей, которыое формируют изображение, называется разрешением любого дисплея. Изображение с разрешением 1280 х 1024 означает, что в него входит по 1280 точек в каждой из 1024 строк. Разумеется, изображение получается более четким при более высоком разрешении. Сейчас не существует официальных стандартов обозначения разрешений дисплеев, но сложилась полуофициальная система подобных наименований, которая с успехом развивается (таблица 1).

Сокращение Полное название Разрешение
WHUXGA Wide Hex Ultra Extended Graphics Array 7680 x 4800
HUXGA Hex Ultra Extended Graphics Array 6400 x 4800
WHSXGA Wide Hex Super Extended Graphics Array 6400 x 4096
HSXGA Hex Super Extended Graphics Array 5120 x 4096
WQUXGA Wide Quad Ultra Extended Graphics Array 3840 x 2400
QUXGA Quad Ultra Extended Graphics Array 3200 x 2400
WQSXGA Wide Quad Super Extended Graphics Array 3200 x 2048
QSXGA Quad Super Extended Graphics Array 2560 x 2048
QXGA Quad Extended Graphics Array 2048 x 1536
WUXGA Wide Ultra Extended Graphics Array 1920 x 1200
UXGA Ultra Extended Graphics Array 1600 x 1200
WSXGA+ Wide Super Extended Graphics Array+ 1680 x 1050
SXGA+ Super Extended Graphics Array+ 1400 x 1050
WSXGA Wide Super Extended Graphics Array 1600 x 1024
SXGA Super Extended Graphics Array 1280 x 1024
WXGA Wide Extended Graphics Array 1366 x 768
XGA Extended Graphics Array 1024 x 768
SVGA Super Video Graphics Array 800 x 600
WVGA Wide Video Graphics Array 852 x 480 (858 x 484)
VGA Video Graphics Array 640 x 480
EGA Enhanced Graphics Adaptor 640 x 350
QVGA Quarter Video Graphics Array 320 x 240
CGA Color Graphics Adaptor 320 x 200




Вопрос: Как влияет "размер пикселя" на качество изображения и что это такое?

Ответ: количество пикселей на дюйм - обратная величина понятия "размер пикселя", непосредственно связано с разрешением матрицы монитора: чем меньше расстояние между соседними пикселями, тем выше разрешение матрицы и выше четкость изображения.

То, что низкое разрешение матрицы - это плохо, а высокое - хорошо, однозначно утверждать не нужно. Вследствие уменьшения визуальных размеров элементарных элементов внешнего оформления (системных шрифтов и всевозможных графических элементов) в графических ОС количество информации на площади дисплея увеличивается. Восприятие подобной информации усложняется, особенно для людей, долго работающих с текстом или которые имеют некоторые проблемы со зрением.

Следует помнить, что к мелкому тексту вы себя привязываете при покупке монитора с небольшим размером пикселя. Увеличение размера системных шрифтов в настройках операционной системы может принести массу неудобств, да и масштабируемость современных ОС еще не до конца изучена, поэтому на подобное решение особо рассчитывать не приходится. Модели с небольшим размером пикселя и меньшей "зернистостью" изображения более предпочтительны для работы с графикой.

Потенциальный покупатель LCD-монитора не должен "зацикливаться" на чьих-то рекомендациях и советах - можно самому пойти в магазин и выбрать подходящее разрешение и размер матрицы. Предварительное впечатление о различных типах распространенных матриц позволит составить таблица 2, приведенная ниже.

Диагональ матрицы,дюймы Разрешение
обозначение/ в пикселах
Соотношение сторон Расстояние между
пикселами, мм
Пикселов на дюйм (PPI)
15 XGA / 1024 x 768 4:03 0,297 85,5
16 SXGA / 1280 x 1024 5:04 0,248 102,4
17 WXGA / 1280 x 768 15:09 0,2895 87,8
17 SXGA / 1280 x 1024 5:04 0,264 96,2
17 WXGA+ / 1440 x 900 16:10 0,255 99,6
18,1 SXGA / 1280 x 1024 5:04 0,2805 90,6
19 SXGA / 1280 x 1024 5:04 0,294 86,3
19 WXGA+ / 1440 x 900 16:10 0,284 89,4
19 WXGA / 1600 x 1200 4:03 0,242 105,3
20,1 WSXGA+ / 1680 x 1050 16:10 0,258 98,4
20,1 UXGA / 1600 x 1200 4:03 0,255 99,6
20,8 QXGA / 2048 x 1536 4:03 0,207 122,7
21,3 UXGA / 1600 x 1200 4:03 0,27 94
22 WSXGA+ / 1680 x 1050 16:10 0,282 90,1
22,2 WQUXGA / 3840 x 2400 16:10 0,1245 204
23 WUXGA / 1920 x 1200 16:10 0,258 98,4
23,1 UXGA / 1600 x 1200 4:03 0,294 86,9
24 WUXGA / 1920 x 1200 16:10 0,269 94,34
26 WUXGA / 1920 x 1200 16:10 0,2865 87,1
27 WUXGA / 1920 x 1200 16:10 0,303 83,9
30 WQXGA+ / 2560 x 1600 16:10 0,251 101




Вопрос: Какими бывают цифровые интерфейсы мониторов и в чем заключается их преимущество по сравнению с аналоговыми, обычными?

Ответ: Наследием CRT-мониторов, уходящих в прошлое, является аналоговый интерфейс D-Sub. Необходимость двойного аналого-цифрового преобразования сигнала - основной его недостаток (когда сначала цифровые данные преобразуются в видеокарте в аналоговый сигнал, а затем в мониторе происходит обратное преобразование). Разумеется, это не способствует улучшению его качества (особенно в больших разрешениях).

Сегодня он вытесняется цифровым интерфейсом DVI (Digital Video Interface), с помощью которого цифровые данные из видеокарты подаются именно на схему управления матрицы LCD-монитора, обходя цепочку АЦП-ЦАП. В подобной ситуации пользователь освобождается от достаточно трудоемкой и сложной процедуры - "тонкой" подстройки параметров изображения, так как вследствие преобразования изображение передается на монитор без потерь качества, и управление монитором осуществляется "по цифре". Не нужно забывать, что настоящее преимущество от использования интерфейса DVI может проявиться только при наличии вполне качественной видеокарты или на мониторах с диагональю 20 и выше. По сравнению с аналоговым интерфейсом, качество изображения в мониторах с диагональю 15-19 особо не отличается.

Сегодня в LCD-мониторы устанавливается интерфейс D-Sub для обеспечения их совместимости со старыми видеокартами, не имеющих системных плат с интегрированным видео и без DVI выхода. Интерфейс D-Sub используется с целью экономии в качестве основного самыми дешевыми бюджетными моделями LCD-мониторов без DVI-входа.

Интерфейс DVI имеет три основных варианта реализации:

DVI-A - используется непосредственно для передачи аналоговых данных. Он необходим для подключения к разъему DVI-I; физически реализуется в качестве кабеля или переходника;
DVI-I - расширенный вариант интерфейса DVI-D, который наиболее распространен в настоящее время. Он обеспечивает передачу цифрового и аналогового сигналов, для которого выделены специальные линии в кабеле;
DVI-D - базовый интерфейс, который обеспечивает лишь "цифровое" подключение.
DualLink и Single - основные типы кабелей DVI-I и DVI-D. Single, обеспечивая разрешение до 1920х1080, содержит лишь один канал DVI (согласно своему названию). Но пропускной способности кабеля SingleLink не хватит для новых 30`` мониторов с разрешением 2560 x 1600 пикселей. Выход из ситуации был найден посредством объединения двух подобных интерфейсов в единый "конструктив" - интерфейс DualLink. Разумеется, и видеокарта должна иметь два автономных DVI выхода - поддерживать DualLink.

Новый стандарт передачи видеосигнала HDMI (High-Definition Multimedia Interface) становится невероятно популярным в последнее время. Одновременная передача аудио и видео, что актуальнее в бытовой технике, нежели в компьютерах - его главное достоинство.

HDMI не имеет каких-либо преимуществ передачи видеосигнала перед привычным DVI.

Вопрос: Что такое цветовая температура?

Ответ: Оттенок белого цвета определяется термином "цветовая температура". Спектральный световой состав от любого нагретого источника напрямую зависит от его температуры. Свет более горячих источников (электрической дуги с голубоватым оттенком), воспринимается нами как более "холодный", а свет лампочки с желтоватым оттенком, как более "теплый".

В отличие от любого нагретого источника, спектр белого цвета на экране монитора не сплошной. Он является комбинацией трех базовых цветов: синего (Blue), зеленого (Green) и красного (Red) - понятие цветовой температуры для монитора условное. Чем выше цветовая температура, тем больше смещение спектра в "холодную" синюю область, а чем ниже - в теплую (красную).

6500K и 9300K - стандартные значения цветовой температуры, которые приблизительно соответствуют люминесцентной лампе излучения и дневному безоблачному небу. Цветовая температура 6500К, соответствующая по большей мере общепринятому цветовому охвату, рекомендуется для повсеместного использования, но во время просмотра видео и при работе с графическими объектами, можно установить более высокие ее значения. В высокой цветовой температуре нет необходимости при обычных работах, которые не требуют особой точности цветопередачи: большинство домашних дел, офисные задачи и другое.

Вопрос: Как можно проверить LCD-монитор перед его покупкой?

Ответ: Специальные программы-тесты монитора пригодятся для быстрой проверки монитора. Подобных программ огромное количество. Бесплатная программа TFT монитор тест 1.52 (646 Кб) - одна из самых популярных программ, не требующая инсталляции. Она содержит большой набор тестов для проверки основных параметров LCD-матрицы, причем работает с любого носителя.

Определить наличие у монитора битых пикселей - самая важная задача при его покупке. Тест "Закрашенный экран" предназначен именно для этого. Поэтапно изменяем цвета заливки и внимательно наблюдаем за происходящим. При наличии дефектного субпикселя, на каком-нибудь цвете виден пиксель, горящий другим цветом, а при наличии дефектного пикселя, при любом цвете экрана пиксель белого или черного цвета. Тем более что на сером, черном и белом экранах можно оценить равномерность подсветки - проверить по-настоящему подсветку можно лишь в условиях полной затененности, что невозможно сделать в магазинных условиях. Выявить битые пиксели, которые были пропущены предыдущим тестом, а также визуально оценить скорость реакции матрицы можно благодаря тесту "Двигающийся квадрат" (по наличию у квадрата "хвоста").

Рекомендуется проверить четкость картинки, которую обеспечивает монитор в разрешениях, отличающихся от "родного". Для этого необходимо задействовать тесты "Узоры", "Окружности", "Сетка" и "Линии". При желании можно проверить читабельность мелкого текста, плавность изменения контраста и яркости, предельные значения, равномерность цветовых переходов и прочее, воспользовавшись другими тестами, которые не так важны, как выше перечисленные.

Вопрос: Какого времени отклика матрицы будет достаточно для игр?

Ответ: К сожалению, цифрам времени отклика матрицы, которые приводятся производителями мониторов в их спецификациях, нельзя полностью доверять. Уже давно известно, что любой производитель, стремясь получить "красивую" цифру, которую можно использовать только для предварительной оценки возможностей монитора, данный параметр измеряет по-своему.

Традиционная методика измерения времени реакции пикселя определятся стандартом ISO 13406-2. В ней оговаривается о переходе "черное-белое-черное" (BWB - Black-White-Black) (измерении суммарного времени выключения и включения пикселя). Тем более время включения пикселя - это время, которое необходимо для изменения яркости пикселя не до 100%, а от 0 до 90%, а время, необходимое для изменения яркости пикселя от 100 до 0% - время выключения пикселя.

Вторая методика измерения времени переключения оценивает время перехода от одного оттенка серого к другому (GTG - Gray-To-Gray). По большей мере она используется в "разогнанных" матрицах, которые поддерживают технологию Overdrive.

Не существует четкого ответа на вопрос: "Какая из этих двух методик ближе к истине?". Методика BWB охватывает полный диапазон "вращения" кристалла. На первый взгляд, его быстродействие она характеризует наиболее полно. Но это совсем не так, так как скорость "поворота" жидкого кристалла непосредственно зависит от напряжения, приложенного к нему, которое максимально при переходах BWB. Зачастую мы имеем переходы между промежуточными значениями состояния кристалла. "Гонка пикселей" затевается ради резких переходов от черного к белому, которые достаточно редко встречаются в динамичных приложениях. Не раскрывает всей правды и методика измерения GTG, так как в данной ситуации время реакции пикселя в основном определяется совершенством электроники системы Overdrive, а не возможностями самой матрицы.

Для любых современных динамических игр более чем достаточно времени реакции пикселя 2 мс GTG, которое не достижимо без Overdrive. Но не нужно забывать, что выбор ЖК-монитора (и для игр, в том числе) требует индивидуального подхода. При покупке монитора, необходимо проверить его с помощью утилиты TFT монитор тест 1.52, а также оценить его "на глаз". В случае если выбранная модель не устраивает Вас, попытайтесь найти более быструю.

Вопрос: LCD-мониторы работают на невысоких частотах - 60 -75 Герц, в то время как на старых CRT-мониторах устанавливали рабочую частоту кадровой развертки не меньше 85-100 Герц. В чем причина?

Ответ: Дело в том, что принципы работы жидкокристаллических (LCD) и электронно-лучевых (CRT) мониторов отличаются между собой. Одним из наиболее критичных параметров CRT, характеризующим степень экранного "мерцания", является кадровая частота, при небольшом значении которой глаза быстро устают. В то время как в LCD-мониторах пиксели "светятся" постоянно, "мерцание" экрана отсутствует. Соответственно, зрению ничего не угрожает: какая бы кадровая частота монитора не была установлена. Для человека более чем достаточно 60 кадров в секунду. Данный параметр влияет непосредственно на скорость обновления изображения на экране.

Вопрос: Как нужно правильно ухаживать за монитором?

Ответ: С помощью двух безворсовых салфеток (к примеру, фланелевых) удалять пыль с экрана монитора эффективнее всего. Слегка влажной салфеткой пыль удаляется с поверхности экрана, а сухой - протирается "насухо". Без комплекта салфеток, аэрозоля, геля или других специализированных средств очистки нельзя обойтись, если на экране видны отпечатки пальцев, разводы от жидкости и прочее. Спиртосодержащие жидкости и спирт никогда не используются для этих целей! Пользы будет намного больше, если их использовать по прямому назначению.

Жидкость для мытья, мыло и другие слабые щелочные чистящие средства, нанесенные на увлажненную ткань, можно использовать для чистки пластикового корпуса монитора. Нежные пластиковые детали можно испортить использованием "сильнодействующих" чистящих средств, которые содержат абразивные вещества или растворитель.

Необходимо всегда придерживаться элементарных правил техники безопасности во время чистки монитора. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы жидкость попала внутрь корпуса монитора, и вилку сетевого шнура монитора нужно вынимать из розетки.

Вопрос: Распространяется ли на мониторы закон о защите прав потребителей, в котором имеется положение о возможности возврата не понравившегося товара в течение 2 недель со дня покупки?

Ответ: Без указания весомых причин правило возврата товара в течение 14 дней не распространяется, так как закон о защите прав потребителей относит компьютерные мониторы к категории "сложные электронные устройства". Согласно услуге "money back", которую предлагает большинство серьезных торговых организаций, идущих навстречу потребителю, товар, не понравившийся покупателю, принимается в течение оговоренного срока. Но "money back " должен быть обязательно обговорен при покупке монитора во избежание возможных недоразумений.

© Первый Каталог - www.1k.by

Другие обзоры

1K.BY использует cookies для удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Ознакомьтесь с Пользовательским соглашением и условием обработки персональных данных.